.


Педагогика русской богословской мысли

Выступление на XIII Трифоновских Образовательных Чтениях «Нравственные ценности и будущее человечества»тениях пред светскими педагогами, г. Апатиты

Русская педагогическая мысль теснейшим образом связана с Православием. И. Т. Посошков, К. Д. Ушинский, М. И. Демков, П.Ф. Каптерев, В. В. Розанов – практически все крупные философы образования писали и обосновывали это положение.
«В основу всего положены все истины христианства. Христианство служит источником всякого света и всякой истины и указывает высокую цель всякому воспитанию», - утверждает великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский.
«Христианство принесло готовые правила на все частные случаи», — пишет в своих педагогических исследованиях М. И. Демков.

Люди испокон веков воевали за территории, за власть друг над другом. И только Христианство изменило мир настолько, насколько это было возможно. Ничто больше не меняет мир. Ислам его не меняет, иудаизм не меняет, буддизм не меняет. А Христианство изменило. Это христианство заставило господ относиться к своим рабам как к братьям. Никакая другая религия не делает этого.

Христианство провозгласило наивысшую ценность человеческой жизни и возвысило человека до образа и подобия Божиего.

Христианин по определению не может быть врагом для кого-либо. Он может быть убитым, но он не убивает кого-то за то, что тот мыслит иначе. Назовите мне мусульманина, который был убит за проповедь среди православных? Я такого не знаю. А вот священника, который проповедовал в среде мусульман и был за это убит, я могу вам назвать: это священник Даниил Сысоев.

Посмотрите на мусульманские государства, которые остались после распада Советского Союза. Из всех этих государств русских людей буквально вымели поганой метлой. Их гнали, убивали, над ними издевались. Назовите мне, пожалуйста, кто в России гонит мусульман и над ними издевается? Напротив, русская душа, воспитанная в православной вере, распахнула свои двери для всех: приютила, обогрела, дала кров, образование, работу. У нас мусульмане и иудеи занимают высокие должности, являются директорами школ, руководят бизнесом.

Христианство учит быть милосердными, всех прощать.

Учит любить даже врагов, и эта любовь проявляется в терпимости, в отсутствии враждебности. Но при этом наша христианская любовь не должна выражаться в том, что мы открываем преступнику дверь и ждем, пока он придет и убьет нас. Она выражается в том, что у нас нет желания его убить в ответ. Но если начинается борьба, когда к вам в квартиру врывается преступник, - возможно, что, защищаясь, вы его убьете, спасая свой дом, свою семью, свое Отечество.

Это христианство сделало нас из варваров святыми, наследниками Царства Божия. Когда-то в интернете развернулась разобиженная полемика вокруг слов Патриарха о варварах. А кем же были до принятия христианства? Да, были варварами: не имели своей письменности, своего государства, приносили человеческие жертвы, занимались набегами и разбоями друг друга – по принципу, кто отобрал, тот и прав.

Это христианство преобразило нас, сделало великим русским народом, Великой Русской Империей.

В христианстве каждый человек призван стать святым - настолько стать совершенным, чтобы приблизиться к Богу, соединиться с Ним, обожиться. Невзирая на социальное положение, пол, национальность. Как стать святым? Посмотреть внутрь себя, обратиться к глубинам своей души. Чего там больше: любви, сострадания, честности, совестливости, всепрощения, скромности, кротости, целомудрия – то что приближает к совершенству, ко Господу . Или ты утопаешь во лжи, зависти, тщеславии, лицемерии и распутстве, подлости и злорадстве – то, что разрушает личность, губит душу.

Скажите, это педагогика? наука о воспитании и обучении человека? Да.

Это русская педагогика, которая истоками своими, корнями зиждется на Православии, на Христе Который есть Любовь. Любовь, которая долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.(1 п. св. Ап. Павла к Коринфянам) А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.(1 п.св. Ап. Павла к Коринфянам)

А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, - как пребывает в том любовь Божия? Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною.(1 Соборное послание св. Ап. Иоанна Богослова)

Образ идеального человека, искание им себя самого как истинного, поддержание его в этом светлом поиске – эти и другие педагогические реалии исходят из сочинений богословов Киевской Руси, Руси Московской, России 18-19-20 веков.

Глубина, непреходящая актуальность русской педагогической мысли находится в трудах таких ярких представителей русского богословия как митрополит Киевский Иларион, преподобный Сергий Радонежский, преподобный Нил Сорский, святитель Тихон Задонский, святитель Феофан Затворник, преподобный Серафим Саровский, св.Игнатий Брянчанинов, старцы Оптинские и др.

Учитель (педагог), - говорит русская традиция, - это главное в деле воспитания и обучения. Главное из главных. Именно в этой роли пришел к людям поддержать и спасти их Христос. Его люди – первые христиане – назвали своим Учителем. В нем видели свое спасение. Святоотеческая традиция образ Учителя ставит выше высшего в педагогике.

Его образом с первого века нашей эры люди христианской традиции проверяют тех, кто берет на себя ответственность учить детей, людей, поддерживать стариков и нуждающихся.

«Это должно быть сословие лиц чистейших, богоизбранных из святых», - вот на какую высоту ставит учительство св. Феофан Затворник.

Учитель есть тот, кто может и должен, потому как обладает к тому необходимым даром к высшей цели привести ученика – ко спасению. Что значит может и должен? Во-первых, подготовил себя к тому, чтобы учить людей. В русском богословии это означает решиться на домостроительство (Феофан Затворник). Во-вторых, учитель не может не откликнуться на переданный ему свыше дар и не поделиться им с другими людьми (учить детей и взрослых).

Учителем не может стать любой человек. Им становится тот, кто способен сопереживать, сострадать, тратиться духовно. Главному Учителю – Иисусу Христу – надо было пережить страдания людей, драму их бытия, их сомнения, их отчаяние, дабы спасти их, привести к истине.

Любовь учит педагога, учит его найти способ обращения к человеку, учит его милосердию, вниманию к воспитуемому, смиренномудрию и всему другому, без чего не обойтись в учении и воспитании.

Ревность к учительству - еще одна черта людей, взявших на себя ответственность учить других. Это не ревность о званиях и наградах или карьере. «Дело пастыря – есть дело Апостольское..Это – ревность о спасении душ», - говорит Феофан Затворник. Подлинный учитель радеет, беспокоится, живет жизнью своих воспитанников. Радость и боли его воспитанников - есть радости и боли их учителя.

«Образом Божиим почтен человек», - пишет Тихон Задонский. Оступился человек (грехопадение), но было ему дано Евангелие как всерадостная весть. Так и учитель для своих учеников прежде всего всерадостная весть открытий, новых знаний, веры, надежды и любви. Учитель учит не отчаиваться и во всем видеть светлый смысл нашего бытия в этом мире. «Радость моя!», - с такими словами встречал каждого человека святой Серафим Саровский. И это были не просто слова вслух, то были слова души, потому они облагораживали каждого человека, встречавшего на своем жизненном пути этого дивного старца.

Нам нужно читать, изучать труды русских святых. Их сочинения (искания) должны найти свое глубокое осмысление в отечественной философско – педагогической традиции. Нужда в этом была и есть. Наше время , как никакое другое, ставит пред человеком острые вопросы. Остаться ли русским? Остаться ли православным? Жить в России? Воспитывать и образовывать детей в соответствии с западной или восточно- русской традицией? Ответы на эти животрепещущие вопросы кроются в мудрости выдающихся представителей Русской Церкви, основоположников учительства, они нашли свое отражение в педагогических изысканиях выдающихся русских педагогов.

«Душа человека божественна по своей природе, она принадлежит вечности. Педагогика без Христа (и христианства) дело немыслимое, — без оснований позади и без перспектив впереди», - заключает в итоге русский педагог, писатель, основоположник научной педагогики в России К. Д. Ушинский.

Марина Воробьева

   
 
 
 
   
 
 .ru.